СОДЕРЖАНИЕ:
Главная
Новости
Храмы
Святыни
Библиотека
Молодежная страничка
Контакты
Задать вопрос
КРАТКО О ВАЖНОМ:
О Великом Посте
Азы Православия
Крестины
Исповедь
Венчание
Суеверия
Погребение
В защиту веры
Церковь и армия
В защиту жизни

 
Георгиевская епархия
Епархия
Патриархия.RU

 
Православие.Ru
СЕДМИЦА - Православные новости за неделю

Рейтинг@Mail.ru

Погребение

Очень часто смерть ближних застает нас врасплох: вроде бы и знаем, что все мы смертны, но когда наступает этот миг, то сразу возникает масса вопросов, ведь хочется, чтобы для покойного все было сделано "как положено". А как именно положено? В ответе на этот вопрос, скорее всего, мнения будут очень различны. Православие достаточно однозначно устанавливает правила, которых следует придерживаться, если мы желаем, чтобы умерший был похоронен согласно христианских традиций.

Во-первых, вернемся немного назад,  перед смертью христианину надлежит исповедоваться и причаститься. Для этого необходимо пригласить священника.При  невозможности - долг каждого православного состоит в том, чтобы принять исповедь умирающего и хранить ее тайну до конца своих дней. Если речь идет о тяжелобольном человеке, не забудьте о Таинстве Елеосвящения (Соборования), суть которого в испрашивании Божией милости для болящего и его скорейшего выздоровления (по Божией воле). В этом Таинстве, по слову св. апостола Иакова, больному отпускаются все его прегрешения.

Во-вторых, сразу после смерти лучше почитать специальную молитву, данную в полных молитвословах - Отходную. Затем надлежит обмыть и одеть покойного по православным обычаям, для чего приглашаются люди более старшего возраста. Они же, как правило, могут подсказать о том, как укладывать покойного (головой на восток) и как его одевать. Ближайшим же родственникам следует озаботиться тем, чтобы заказать 40-дневное поминовение (т.н. "сорокоуст") в одном или нескольких храмах. Самим также не следует забывать, что наши молитвы, домашние, а в особенности храмовые - это огромная помощь новопреставленному. Душа оказывается в незнакомом для нее месте и ей остро требуется наша поддержка, оказать которую мы можем лишь молитвенным способом. Для этого можно как можно чаще посещать храм для молитвы об упокоении души новопреставленного, даровании ему Царствия Небесного, подавать записки "О Упокоении".

В-третьих, над покойным желательно постоянно в течение 40 дней читать Псалтирь (это не сложно) и подобающие молитвы, которые можно брать исключительно из надежных источников. Перед погребением покойного надо отпеть, для чего необходимо пригласить священника (а лучше сделать отпевание в церкви).

Поминки по покойному совершаются в храме и дома на 3-й ,9-й и 40-й дни после смерти, в день рождения, день ангела, полгода, годовщину смерти, родительские субботы. В дни поминовения, в первую очередь, надо озаботиться не столько о трапезе, сколько о духовном поминовении. Для этого близким родственникам покойного желательно заказать панихиду и подать записки "О Упокоении" на литургию. После поминовения в храме можно посетить могилу усопшего, но не для чревоугодия, а опять же для молитвенного общения с ним. Помянув таким образом покойного, можно приступить и к поминальной трапезе. Согласно православных обычаев на поминальном столе не должно быть спиртного, трапезу следует начинать с вкушения кутьи (освященной в храме).Торопиться есть и уходить не следует. Особо следует упомянуть родительские субботы - в эти дни вся Православная Церковь молится за усопших, и такая молитва имеет особенную силу. Не забудьте принять участие в ней. (Более подробно о поминовении - в "Библиотеке")


Почему надо молиться об усопших

Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную.

Наши молитвы о усопших - это продолжение наших отношений с ближними. Мы, верующие в то, что наши усопшие не умерли, веруем и в то, что Премилосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во грехах, но с верой и надеждой на спасение. Церковь - это живой организм, по выражению апостола Павла, Тело, Главу которого составляет Сам Господь Иисус Христос. К Церкви принадлежат не только верующие, живущие на земле, но и те, кто скончался в правой вере. Между живыми и усопшими должно происходить живое, органическое единение, - ведь и в живом организме все члены связаны друг с другом, каждый исполняет что-либо для жизнедеятельности всего организма.

Наша обязанность - заботиться о тех членах Церкви, которые окончили свое земное существование, и нашей молитвой облегчить состояние усопших.
Многие перед смертью не успели сподобиться таинства покаяния и святого причащения, умерли неожиданной или насильственной смертью. Усопшие уже не могут сами покаяться, дать милостыню. Только принесение о них Бескровной Жертвы, молитвы Церкви, милостыня и благотворение за них могут облегчить их загробную участь.

Поминовение усопших прежде всего составляет молитва за них - домашняя, и особенно церковная, соединенная с принесением бескровной жертвы на божественной литургии. "Когда весь народ и священный лик стоит с воздаянием рук, и когда предлежит страшная жертва, то как не умолим Бога, прося за умерших?" - пишет святитель Иоанн златоуст. Но кроме молитвы о усопших мы должны всячески проявлять милость и совершать благотворения, потому что "милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех" (Тов. 12, 9).

Святитель Иоанн Златоуст советует: "Почти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук". Преподобная Афанасия, сказав, что "если грешны души усопших, то за благотворения живых в память их приемлют от Бога отпущение грехов", добавляет: "если праведны, то благотворительность за них служит к спасению самим благотворителям". Поэтому необходимо, чтобы за наших усопших как можно чаще возносилась молитва и Бескровная Жертва.

Принесение за умерших Бескровной Жертвы облегчает их участь, хотя бы они были уже и в аду, ибо Бескровные Дары, приносимые к жертву, пресуществляются в Плоть II Кровь Христовы, так что Он Сам приносится в жертву ради спасения нашего.

Сайт Свято-Крестовского округа Георгиевской епархии Русской Православной Церкви.