По завершении Пасхального фестиваля, проходившего в городском ДК 4 мая, состоялась беседа с благочинным православных церквей Будённовского округа игуменом Андреем (Морозом). О встрече с отцом Андреем мы договаривались давно, но дела и непредвиденные обстоятельства постоянно вклинивались в график работы, и разговор откладывался.
Дверь скромно обставленного кабинета благочинного была нараспашку, и в помещение вливались густые ароматы разогретых на майском солнышке цветов.
- Отец Андрей, я внимательно наблюдала за реакцией детей на всё, происходившее на сцене. Согласитесь, непривычному уху достаточно сложно воспринимать музыку духовных песнопений или стихов, но дети реагируют на происходящее больше, чем заинтересованно.
- Это ведь и не удивительно. Дети славят Воскресшего Христа, а их сверстники в зале внимают с открытыми глазами, ртами и душой всему тому, что происходит на сцене. Малое дитя неспособно лицемерить. Если ему скучно, он бегает, разговаривает, а если ему интересно, как на фестивале, он готов слушать и быть с теми, кто поёт и играет на сцене. Мы приглашали прийти посмотреть школьников города. Жалко только, что какие-то важные дела не позволили нашим педагогам привести детей на мероприятие, в котором ребёнок бы не увидел ни пошлости, ни насилия, ни блудных заигрышей.
- Такой горы шоколада, которая была приготовлена для всех присутствующих в зале, мне давненько не приходилось видеть, и раздавали Вы сладости с особым удовольствием.
- Пасха Господня – величайший праздник. Для всех это великая радость, а для ребёнка праздник прежде всего связан с подарком, и особенно хорошо, когда он сладкий. Но подарки были не только наши. Их также от лица районной и городской администрации делала заведующая отделом культуры Буримова Марина Анатольевна. Особая благодарность ей и её коллегам. Они справились на «отлично».
- Но зло, тем не менее, с каждым днём всё серьёзнее противостоит добру.
- С точки зрения христианского мировоззрения, зло – это отсутствие добра. Зло рождается там, где люди безразличны к добру, где люди пассивны к доброделанию. Человек, который не понуждает себя к добрым мыслям, добрым чувствам, доброй воле, уже на пути ко злу.
- Батюшка, но ведь можно жить, никому не делая добра, ибо добрыми намерениями выстлана дорога в ад, и не делая зла.
- У классика - всё же не добрыми, а благими намерениями. Всегда, когда мы пользуемся цитатами, нужно обращать внимание на то, кто произносит их – положительный герой или отрицательный. Бог – источник благ. Мир сотворён Богом на принципах благобытия. Замысел Бога о человеке – жить в мире благости. Если говорить упрощённым языком, Бог добр, творит доброе, желает добра человеку, и принцип жизни людей мыслится на основе добра. Поэтому всякий, не делающий добра, хочет он того или не хочет, - сторонник и делатель зла. Быть хорошим или быть хорошеньким – такая же большая разница, как быть чёрным или белым. Господь Иисус Христос нас призывает быть, а не казаться.
- А что же такое тогда счастье?
- Счастье – это состояние полноты жизни, не омрачённой человеческими ошибками, грехами и заблуждениями. Счастлив тот человек, который воспринимает мироздание во всей полноте. Деньги, материальные излишества не могут сделать человека счастливым. История человечества многократно нам доказывает, что в хоромах богатеев счастья не больше, чем в хижине бедняка.
- Иногда создаётся впечатление, что человека в храм приводит беда, несчастье или злая судьба…
- Я принципиально не согласен с такой постановкой вопроса. На самом деле у каждого свой путь к Богу и к храму. Мало того, я не верю в судьбу, потому что верю в Бога. Я знаю, что Бог промышляет о мне и о каждом человеке. А тот, кто верит в судьбу, подобен слепому, который многократно встречается с Богом в своей жизни, так и не увидев Его.
- А как Вы, отец Андрей, пришли к Богу?
- Это как раз тот случай, когда скорби здесь ни при чём. Я размышлял о Боге, и в какой-то момент Он мне открылся. И открылся не просто как Творец мира, а как всеобъемлющая Любовь.
- Было ощущение благодати?
- Бог не даётся в ощущениях, Он открывается. Он ясно даёт понять, что это Он пришёл. Его приход и есть высочайшая степень счастья. Ничто на земле не сравнится с этим состоянием.
- Отец Андрей, Вы – пастырь.
- Увы, увы, по должности я администратор. Но когда я освобождаюсь от административных послушаний, я понимаю, что возвращаюсь в счастливые времена. Пастырем ты становишься тогда, когда ты молишься и имеешь заботу о духовном состоянии других.
- Батюшка, можно перейти к другой теме, которая волнует миллионы людей на планете? Что Вы скажете по поводу так называемого «апокалипсиса»?
- Для меня эта проблема двоякая. А именно – имеет место размышление как верующего человека, и как человека, изнеженного благами цивилизации – тёплым душем, мягкой кроватью, кондиционером, удобной машиной.
- Отче, но ведь этими благами цивилизации пользуются все.
- Я бы хотел сказать о другом. Для меня, как для любого человека, имеет большое значение проблема страдания. Когда рассуждают о конце света, думают о том, чего мы лишимся. Я, лично, опасаюсь продолжительных страданий. Я не отношу себя к тем, кто пренебрегает опасностью. По этому чисто животному инстинкту я опасаюсь пожаров, падения метеоритов, землетрясений, извержений вулканов, цунами, наводнений, а также техногенных катастроф и человеческих безумий – террористов, фанатиков, войн. Но с другой стороны, я знаю, - если я православно верую в Бога, соблюдаю Его заповеди, если я стараюсь непорочно жить, то Бог даёт мне право беспредельной надежды на то, что Он меня спасёт и во временном смысле, и в перспективе вечности.
- Стоит ли сказанное понимать как то, что Вы подвержены всеобщему психозу?
- Оставлю право ставить такой диагноз психиатру, но думаю, что нет. Большинство из нас живёт, не задумываясь над тем, что апокалипсис мы переживаем каждые сутки. Сон, в который мы погружаемся, - ведь это подобие смерти. Процессы нашего сознания уходят за пределы нашей социальной действительности. И иногда переход в вечность происходит во сне.
- Выходит, что человеку, по большому счёту, ни до 21 мая текущего года, ни до 21 декабря 2012 года, нет никакого дела?
- Именно. Возвращаясь к прежде сказанному, благоговей перед Богом и радуйся, что удостоился прожить хотя бы один день, и что Он дал тебе утром проснуться. Надо жить, как будто сегодня последний день – честно и чисто, творя дела милосердия и сострадания ко всем. А светский апокалипсис - это большой спектакль, в который втянуты миллионы людей с целью отвлечения от реальных проблем и дел. Мы же будем продолжать строить новое здание нашей воскресной школы, ремонтировать храм, осуществлять духовно-образовательную деятельность.
- Даже если протрубят трубы Последнего Суда, Вы будете продолжать класть кирпичи?
- Да, именно так. Мы знаем, что Апокалипсисом жизнь не заканчивается. По сути, она только начинается. И, может быть, это новое здание, которое мы строим вместе, пригодится и в Будущем веке. Кроме того, для тех, кто сидит у телевизора и будоражит свою кровь новостями об апокалиптических предзнаменованиях, могу с уверенностью сказать: когда придёт реальный конец света, об этом уже по телевизору не скажут.
- Зачем тогда страху на народ нагонять?
- Человек по своей испорченной природе постоянно чего-то боится: начальства, откровенных разговоров, слухов и прочих бед. Сотни телепрограмм построены именно на этом. Нас пугает даже реклама. Всем же известно, что будет с нашей стиральной машинкой, если при стирке в неё не добавить «Калгона». Страшно?! А если купить неправильное пиво и в недостаточном количестве, то друзья наверняка к вам не придут. А если не пользуешься антиперспирантом, это вообще человекоубийство. Просто страх и жуть!
Здесь разговор прервался. Прораб строительного объекта – воскресной школы – пришёл по делу. Отец Андрей, извинившись, удалился, и у меня появилось несколько минут, дабы перевести дух.
Общаться с благочинным мне приходилось неоднократно. Наблюдала его в роли строгого преподавателя семинарии, радушного хозяина, мудрого пастыря и просто труженика, перепачканного синей краской – благочинный красил церковную ограду. Поэтому человеком, которого изнежили блага цивилизации, отца Андрея не назовёшь. В юношестве пошёл наперекор родителям, воспитанным в лучших коммунистических традициях, и принял Крещение. Несмотря на то, что легко поступил в техникум и успешно его закончил, отслужив в армии, решил продолжить образование в семинарии. Потом была Духовная академия, защита диссертации, труд послушаний на ниве служения Богу.
Послышались шаги. Хозяин кабинета вошёл и продолжил прерванный разговор:
- Видите ли, преимущество христианства в том, что оно избавляет от страха смерти и вообще от всякого рода страхов.
- А что Вы скажете по поводу лжи?
- К сожалению, ложь стала принципом жизни современного общества. Сейчас ложь считают чем-то извинительным. Православная традиция знает несколько видов лжи: ложь в отношении ближних, ложь в отношении себя и ложь в духовном смысле. Все эти три формы определяются словом «лесть». А лесть – это заблуждение и самообман. Человек, пребывающий в таком состоянии, перестаёт оценивать реальную обстановку. И поэтому русское слово «заврался» в духовном плане можно отнести к человеку, изуродовавшему Божий мир сообразно собственной лжи, что, собственно, и происходит. Родители обманывают детей, дети – родителей, начальствующие – подчинённых. Единого мира и общества не существует, и преимущественно из-за лжи и самообмана. Задача мудрых – за всем многообразием прелестных разговоров понять реальное положение дел. Христианство – религия правды. И потому Господь отцом лжи называет дьявола.
- Отче, мы сегодня говорим о многом, а вот о бесах как-то забыли.
- Слишком много чести для них, чтобы о них разговаривать. Все знают, что Богу противостоят иные, безобразные силы. Но если я невоздержен на язык, то причём здесь злые духи? Если кто-то любит много есть и пить, то причём здесь они? Они, к слову говоря, не едят и не пьют.
- А как же искушения, о которых мы часто говорим?
- Конечно, искушение возможно, но человек должен находиться на высоком духовном уровне, чтобы его кто-то искушал извне. Обычно мы искушаемся собственными страстями и похотями, собственной неправедностью и невоспитанностью. Я хотел бы завершить сегодняшнюю беседу поучительной историей из жизни преподобного Макария Великого. Она достаточно поучительная, хотя может выглядеть слегка анекдотичной.
- Иначе, на мажорной ноте?
- Что-то вроде того. Сидят бесы на заборе. Ножками болтают, хвостами вертят, о чём-то судачат. Проходит мимо святой и спрашивает: «Чего же это вы бездельничаете? Людей не искушаете, пакостей не строите?». «А зачем?, - отвечают бесы. – Они и так за нас всё делают. Мы порой даже завидуем людской изобретательности».
Зазвонил телефон. Меня уже начали искать домашние. Выходит, заговорились мы с батюшкой, ибо время было уже позднее. Солнце катилось к закату, последние шмели лениво кружились над тюльпанами, готовящимися ко сну. Отец Андрей проводил меня до ворот. Мы распрощались, чтобы встретиться вновь. Если…